"Дело банкиров": Подгорный готов полностью возместить полученные им преступные доходы
Фигурант «дела банкиров» Андрей Подгорный сегодня в суде заявил, что готов полностью возместить полученные им преступные доходы, передает из зала суда.
Верховный суд продолжает начатое 10 марта разбирательство по многочисленным фактам получения и дачи взяток при поставках в Беларусь телекоммуникационного оборудования, компьютерной техники и программного обеспечения. Обвиняются в получении и передаче взяток 16 человек — 8 должностных лиц госорганов и банков, а также 8 представителей коммерческих структур. Сегодня в суде продолжаются допросы обвиняемых.
Свои показания сегодня в суде озвучил фигурант Андрей Подгорный. Он совместно с Феликсом Касперовичем обвиняется в получении взяток. Со слов Подгорного, деньги ему с коллегой представители компаний выплачивали за качественную работу, касающуюся заключенных договоров с Нацбанком. При этом он «сверх своих обязанностей ничего не совершал» и «интересы поставщиков выше интересов Нацбанка не ставил». О подобном в суде говорил и Касперович.
Задержан Подгорный был в один день с Касперовичем — 29 декабря 2018 года. Он рассказал, что в январе 2019-го выдал все сокрытые им ценности и свои сбережения, в том числе золотые слитки общим весом 1 кг. Говоря о преступных доходах, Подгорный заявил, что «в полном объеме готов возместить». Он также попросил снять арест со счетов, чтобы можно было ими распоряжаться, и освободить от ареста, с его слов, имущество семьи. Кроме того, Подгорный указал, что золотые слитки были приобретены на семейные сбережения.
Подгорный, как и его коллега, подтвердил, что первую взятку они взяли из рук Кудасова летом 2007 года. Тогда Подгорный получил $10 тыс. После он в основном забирал деньги от Касперовича — в машине или квартире. Однако самую большую сумму, $260 тыс., от представительницы фирм «Мобильный сервис» и «Сервис-партнер» Анны Турчиной Подгорный получал лично. Это произошло в ноябре-декабре 2016-го. Всего по данным эпизодам Подгорным и Касперовичем от Турчиной было получено не менее $500 тыс.
Кроме того, в 2009-2014 годах совместно с Подгорным Касперович получил от совладельца ООО «Солидекс ПИ» и ООО «Солидекс» Сергея Покрышко не менее $125 тыс. После брали деньги от представителя ИИУП «АМТ-Груп Интернешнл» Михаила Пригары — не менее $211 тыс. При этом самую большую взятку — $200 тыс. — забирали в России. Тогда в придорожном кафе, со слов Подгорного, деньги им положили в багажник, пока они сидели в машине Пригары. В тот раз с ними была спутница, однако она находилась в кафе и вообще не была в курсе цели поездки. Полученные же деньги оставили в России, позже Подгорный привозил их по частям.
Взятки за благоприятное решение вопросов с договорами между Нацбанком и сторонними компаниями Касперович получал и от главы ЗАО «Эксплорер» Горошко и от совладельца СООО «ДПА» Сергея Шаркова. Ими также делился с Подгорным.
Касперович 29 декабря 2018 года получил от работницы фирмы «Мобильный сервис» Турчиной $20 тыс. Деньги предназначались за заключение Нацбанком с фирмой двух договоров: один на сумму более Br280 тыс., второй — свыше Br400 тыс. Однако эти соглашения подписаны не были: Феликс Касперович был задержан в тот же день. Тогда же задержали и Подгорного.
Андрей Подгорный в 2005-2010 годах был замначальника управления программно-технической инфраструктуры платежной системы главного управления платежной системы Нацбанка. С сентября 2010 года стал замначальника управления инфраструктуры информационной и платежной систем главного управления информационных технологий, с июня 2015-го был назначен начальником этого управления, а с 29 марта 2017 года занимал должность заместителя начальника главного управления информационных технологий Нацбанка. Согласно обвинению и его показаниям, делил деньги с Касперовичем — те, что они получали за помощь фирмам в заключении договоров с Нацбанком. Вину свою, как и Касперович, Подгорный признал полностью.
Феликс Касперович и Андрей Подгорный — двое из пяти фигурантов, которые пошли на сделку со следствием.