Фигурант "дела банкиров" Томченко утверждает, что не знал о передаче его денег Втюрину
Фигурант «дела банкиров» Владимир Томченко утверждает, что не знал о передаче его денег заместителю госсекретаря Совбеза Беларуси Андрею Втюрину, передает из зала суда.
Верховный суд продолжает начатое 10 марта разбирательство по многочисленным фактам получения и дачи взяток при поставках в Беларусь телекоммуникационного оборудования, компьютерной техники и программного обеспечения. Обвиняются в получении и передаче взяток 16 человек — 8 должностных лиц госорганов и банков, а также 8 представителей коммерческих структур. Сегодня в здании суда Московского района Минска продолжаются допросы обвиняемых.
Директор «ТТ-Связьком» Владимир Томченко обвиняется по эпизоду дачи взятки заместителю госсекретаря Совбеза Андрею Втюрину за содействие по тендеру на проведение работ в тюрьме №8. Договор был заключен осенью 2015 года. Прибыль фирмы должна была быть около 1 млрд неденоминированных рублей, указал Томченко. По договоренности с Казанцевым, у которого были связи «на верху», за победу в тендере планировалось передать 10-15%.
Сегодня в суде Томченко рассказал, что «в 2017 году Казанцев неоднократно напоминал, что необходимо рассчитаться». Однако он говорил россиянину, что за проведенные работы «ТТ-Связьком» не были заплачены деньги, у организации были задолженности перед поставщиками. «По-моему, было 24 допсоглашения о переносе сроков сдачи объекта», — пояснил Томченко.
В итоге вопрос с перечислением денег фирме был решен. Как следует из обвинения, в этом, как и в победе «ТТ-Связьком» на тендере, помог Втюрин. Томченко утверждает, что он не знал о том, что именно этот человек содействует его фирме.
26 сентября 2017 года Томченко передал Казанцеву около $9 тыс. О том, что он в тот же день отдал их Втюрину, узнал же во время следствия. При этом Томченко рассказал, что он взял кредит для того, чтобы собрать данную сумму. Передавал же деньги из-за того, что опасался — перечисление средств от ДИН еще больше растянется во времени. «Лучше не работать, чем так работать», — отметил Томченко.
Из всех фигурантов дела, кроме Казанцева, со слов Томченко, он ни с кем не знаком. Виделись же с Казанцевым три-четыре раза.
Когда Томченко узнал о задержании Казанцева и Втюрина, то самостоятельно в КГБ не обращался.
Как ранее озвучивалось в суде, в декабре 2014-го по поручению главы государства Госсекретариат Совбеза совместно с Администрацией Президента и Генпрокуратурой изучал вопросы режима содержания в учреждениях Департамента исполнения наказаний МВД. По результатам изучения членами межведомственной группы, в состав которой входил Андрей Втюрин, была подготовлена докладная записка. В ней предлагалось принять меры по модернизации технических средств охраны и надзора.
Чтобы реализовать изложенные в докладной записке предложения, согласно обвинению, Андрей Втюрин в начале 2015 года договорился с россиянином по фамилии Маллин, чтобы тот заплатил ему за содействие фирмам бизнесмена в участии в закрытом конкурсе по выбору подрядчика для модернизации техсредств в тюрьме №8 (находится в Жодино). В итоге, как гласит обвинение, летом 2015-го Андрей Втюрин дал указание начальнику ДИН МВД пригласить для участия в подрядных торгах фирмы «ТТ-Связьком» и «Смарт Интеграция». Начальник департамента, согласно материалам дела, не знал о противоправной деятельности Втюрина.
В результате подрядных торгов ООО «ТТ-Связьком» было признано победителем, и в сентябре 2015-го был заключен тройственный договор строительного подряда на сумму свыше Br1,6 млн (то есть в ценах того времени — более 16 млрд неденоминированных белорусских рублей). Осенью 2017-го Втюрин организовал перечисление «ТТ-Связьком» более Br47 тыс. за выполненные ранее фирмой работы по договору. В итоге Втюрин получил от представителя компаний «Смартлабс» и «УГМК-Телеком» Владимира Казанцева не менее $9 тыс. Деньги дал директор «ТТ-Связьком» Владимир Томченко. Он признает свою вину в даче взятки.