Главная » 2015 » Август » 1 » Ученые рассказали о последних открытиях умолкнувшего модуля Philae
Ученые рассказали о последних открытиях умолкнувшего модуля Philae

Ученые представили новые сведения о комете 67P (Чурюмова-Герасименко) — последние переданные, видимо, навсегда замолчавшим посадочным модулем Philae. В серии статей, опубликованных в журнале Science, исследователи собрали все, что им известно об устройстве, химическом составе и механических свойствах поверхности кометы и ее ядра.

Два задуманных масс-спектрометрических эксперимента осуществить не удалось — зонд не провел бурение и сбор материалов под поверхностью кометы. Однако инструменты Philae проанализировали состав пыли, которую модуль поднял при жесткой посадке на комету. Там нашлось немало органических соединений, аналогичных тем, что астрономы отмечали в комах других комет – но никаких следов серы (при том, что Rosetta обнаружила их с орбиты).

Далее, радиоволны, которые Rosetta и Philae направили друг другу, находясь на противоположных краях кометы, показали, что от 75 до 85 процентов внутренностей кометы составляют пустоты. Кроме того, несмотря на различный состав и структуру льда с поверхности 67P, ее ядро оказалось практически монолитным. Это открытие заставляет усомниться в популярной теории, согласно которой кометы набирали вес и объем слой за слоем (в древние эпохи Солнечной системы).

Однако эксперимент с радиоволнами не смог выполнить одну из своих основных задач. Осталось неясным, являются ли две части кометы («голова» и «туловище») отдельными космическими объектами, впоследствии приставшими друг к другу, или они образовались по ходу эрозии вещества кометы в области «перемычки». Philae удалось «простучать» лишь одну часть — «голову» кометы, где он высадился.

Снимки с 360-градусной камеры кометы (CIVA) показали гораздо меньше льда, чем думали ученые. Зато там нашлись неожиданно крупные частицы пыли, склеившиеся в массивные (до метра в диаметре) куски, напоминающие обломочную породу. «Цементом кометы, вероятно, является вовсе не лед, а клейкость пылинок», — отметил планетолог Жан-Пьер Бебрен (Jean-Pierre Bibring), руководитель команды CIVA. Эти частицы представляют собой сложные органические соединения, возникшие в досолнечной туманности — там же, где 4,5 миллиарда лет назад сформировалась и сама комета 67P.

Наконец, самым большим сюрпризом для ученых стала траектория посадки модуля Philae. Большинство исследователей были убеждены, что кометы — мягкие и «пушистые». Оказалось, что под двадцатисантиметровым пылевым покровом скрывается тонкий, но крайне прочный слой. Возможно, его создала пыль, «спекшаяся» по мере испарения льда.

Сброшенный на комету в ноябре 2014 года посадочный модуль Philae после многомесячного молчания, вызванного непредвиденными условиями посадки, вышел на связь 13 июня, но к 9 июля снова умолк. Хотя приближение кометы к Солнцу позволило зарядить батареи Philae, оказавшегося в тени, оба приемника радиосигналов на зонде перестали работать, как и один из его передатчиков, сообщил руководитель проекта Штефан Уламец (Stephan Ulamec).

Ученые опасаются слишком сильно снижать летающий вокруг кометы аппарат Rosetta (чтобы повысить качество связи с посадочным модулем). Дело в том, что яркие, отражающие солнечный свет струи газа и пыли, поднимающиеся с поверхности кометы, Rosetta может перепутать со светом звезд, с помощью которого он ориентируется в космосе. Яркий свет рискует заставить Rosetta перезагрузить свою систему и перейти на орбиту, откуда аппарат уже не сможет принимать сигналы с Земли.

• Категория: Технологии, Техника и наука | Просмотров: 69 | Добавил: rinhed | Теги: рассказали, последних, умолкнувшего, Новости, модуля, ученые, беЛн, открытиях, Philae | Рейтинг: 0.0/0