«  Октябрь 2014  »
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031

Главная » 2014 » Октябрь » 26 » Китайские университеты уличены в обмане иностранных ученых и растрате средств
Китайские университеты уличены в обмане иностранных ученых и растрате средств

Американская писательница и журналистка Мара Хвистендаль (Mara Hvistendahl) рассказала о том, чем для немецкого физика-теоретика Ульфа Леонхардта (Ulf Leonhardt) обернулось получение гранта в рамках китайской программы «Тысяча талантов» и приглашение в Южно-китайский педагогический университет. Статья журналистки была опубликована в журнале Science.

«Тысяча талантов» — программа, запущенная китайским правительством в 2008 году. Ее цель — привлечение в Китай иностранных ученых на долгосрочной основе (от трех лет) и спонсирование их исследований. В 2011 году немецкий физик-теоретик Ульф Леонхардт получил предложение от Южно-китайского педагогического университета о трехмесячном сотрудничестве. Университет предлагал заработную плату в размере 133 333 юаней (21 800 долларов) в месяц, а также номинировал Леонхардта на получение грантов в рамках проекта «Тысяча талантов» и программы провинции Гуандун по привлечению ученых.

Ульф Леонхардт, специализирующийся на изучении метаматериалов и планирующий заняться в Китае исследованием эффекта Казимира (эффект, заключающийся во взаимном притяжении проводящих незаряженных тел под действием квантовых флуктуаций в вакууме), принял предложение. В 2012 году он и его коллега Яна Зилберг (Jana Silberg) подписали контракты, согласно которым они получали единоразовую выплату в 500 тысяч юаней (81 750 долларов) в рамках проекта «Тысяча талантов» в обмен на трехлетнее сотрудничество, субсидию на переезд и обустройство в Китае в размере 1 миллиона юаней, а также 5 миллионов юаней на исследования и покупку необходимого оборудования в течение последующих 5 лет.

Спустя некоторое время профессоры Леонхардт и Зилберг начали подозревать, что положенные им средства расходуются университетом не по назначению. Юристы, к которым обратились ученые, внимательно изучили подписанные документы и выяснили, что китайская и английская версия контрактов содержали разногласия как касательно сроков сотрудничества с учеными, так и положенных к выплате сумм. Также обнаружилось, что университет уже потратил 116 741 долларов (взятых из суммы, полагающейся Леонхардту по программе «Тысяча талантов») на покупку линейных двигателей, монохроматоров, лазеров и ноутбуков, которые Леонхардту в его экспериментах были не нужны. 2,7 миллионов юаней (из пятимилионного гранта на исследования немецких ученых) планировалось потратить на спектроскопическое оборудование. Ульф Леонхардт заявил, что он не заказывал приборов и ничего не знал о планах университета по их приобретению.

Китайский профессор Сэйлинг Хэ (Sailing He), который номинировал Леонхардта на получение грантов, в свою очередь обвиняет физика в досрочном разрыве контракта, называет его «неблагодарным». Сэйлинг Хэ говорит: «Он получал 20 тысяч долларов в месяц. Ему не нужно было думать о деталях. В Китае нужно уметь быть гибким: у нас не всегда все согласуется с правилами, однако делается это не с плохими намерениями».

Ульф Леонхардт и Яна Зилберг — не единственные ученые, пострадавшие от необязательности китайской стороны. Микробиолог Джоф Гадд (Geoff Gad) и Субхаш Сингхаль (Subhash C. Singhal), специалист по энергетике и почетный член Тихоокеанской северо-западной национальной лаборатории (США), также заявляли о несоблюдении китайской стороной условий контракта. Четверо из пяти ученых, согласившиеся дать интервью журналу Science, сообщили, что они не получили обещанную субсидию на переезд в Китай. В то же время, есть и те, кто остался полностью удовлетворенным сотрудничеством, например, Майкл Арнольд (Michael Arnold), работавший в Институте зоологии Куньмина.

• Категория: Технологии, Техника и наука | Просмотров: 135 | Добавил: rinhed | Теги: обмане, ученых, уличены, Университеты, Новости, беЛн, иностранных, средств, китайские, растрате | Рейтинг: 0.0/0